Отделение стимула от причины: практическое руководство
Я придаю особое значение разделению причины и стимула с практической, тактической, а также философской позиции. Я хотел бы это проиллюстрировать, вернувшись к своему разговору с Джоном, шведским заключенным.
Джон: Три недели назад я обращался к администрации тюрьмы с просьбой, и мне до сих пор не ответили.
МР: И что именно вызвало ваш гнев?
Джон: Я же вам только что сказал! На мой запрос не ответили!
МР: Подождите. Вместо того чтобы говорить «Я зол, потому что они…», остановитесь и осознайте, что вы говорите себе.
Джон: Я ничего себе не говорю.
МР: Подождите, остановитесь и просто послушайте, что происходит внутри вас.
Джон (после безмолвных раздумий): Я говорю себе, что они не уважают людей, что это кучка холодных бездушных бюрократов, которым плевать на всех, кроме себя! Они просто сборище…
МР: Спасибо, этого достаточно. Теперь вы понимаете, почему злитесь – потому что думаете таким образом.
Джон: Но почему нельзя думать таким образом?
МР: Я не говорю, что думать таким образом нельзя. Заметьте, если бы я сказал, что думать таким образом нельзя, я повел бы себя таким же образом по отношению к вам. Я не говорю, что нельзя судить людей, называть их бездушными бюрократами или клеймить их действия как глупые или эгоистичные. Однако именно это мышление с вашей стороны вызывает у вас очень сильный гнев. Сосредоточьтесь на своих потребностях. Что вам нужно в этой ситуации?
Джон (после долгого молчания): Маршалл, мне нужно пройти обучение, о котором я просил. Если мне этого не разрешат, я сразу же снова попаду в тюрьму, как только выйду, – как пить дать.
МР: Теперь, когда ваше внимание направлено на ваши потребности, что вы чувствуете?
Джон: Страх.
Когда мы осознаём свои потребности, гнев уступает место чувствам, способствующим жизни.
МР: А теперь поставьте себя на место администрации. Если я заключенный, в каком случае у меня больше шансов получить положительный ответ? Если я приду к вам и скажу: «Эй, мне очень нужно это обучение, и я боюсь того, что может случиться, если мне этого не разрешат» или если я буду обращаться к вам как к бездушному бюрократу? Даже если я не произнесу этих слов вслух, это отношение будет читаться в моем взгляде. В каком случае у меня больше шансов удовлетворить свои потребности?
(Джон молча смотрит в пол.)
МР: Эй, дружище, что случилось?
Джон: Я не могу об этом говорить.
Через три часа Джон подошел ко мне и сказал: «Маршалл, мне очень жаль, что два года назад я не знал того, чему вы научили меня сегодня. Тогда я не убил бы своего лучшего друга».
Насилие проистекает из убеждения, что другие причиняют нам боль и поэтому заслуживают наказания.
Насилие всегда является результатом самообмана, когда мы убеждаем себя, как этот молодой человек, что причина нашей боли – в других и что эти другие заслуживают наказания.